Отрывок: (Это – десятый век до нашей эры!) Но, при всём при том, «Анчар» Пушкина значительно «выше нравственности» – и сейчас мы постараемся точно понять, почему. Прежде всего – вот э́тот фрагмент: «Человека человек послал к анчару». Птица не может «послать к анчару» другую птицу – и тигр тоже не может «послать к анчару» другого тигра. А человек – может! Более того: именно эта способность – отправить на смертельно опасное дело другого вместо себя – к...
Название : | Читая Пушкина глазами Лема |
Другие названия : | READING PUSHKIN THROUGH THE EYES OF LEM |
Авторы/Редакторы : | Горбатов, Дмитрий Борисович |
Ключевые слова : | А. С. Пушкин «Анчар» С. Лем «Непобедимый» диалектика власти «Диалог о Благе» Человек и Природа |
Дата публикации : | 2020 |
Издательство : | Самарская гуманитарная академия |
Библиографическое описание : | Горбатов Д.Б. Читая Пушкина глазами Лема / Д.Б. Горбатов // Пятые Лемовские чтения: сб. материалов Международной научной конференции памяти Станислава Лема / отв. ред. А.Ю. Нестеров. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2020. - С. 188-197. |
Аннотация : | В статье рассмотрены и проанализированы глубокие связи между стихотворением Пушкина «Анчар» (1828) и романом Лема «Непобедимый» (1955–1964). В качестве исходной посылки взят подход к творчеству Пушкина, изложенный Сергеем Довлатовым в повести «Заповедник» (1977–1983). Писатель отмечает «олимпийское равнодушие Пушкина… готовность принять и выразить любую точку зрения… [его] неизменное стремление к последней высшей объективности… и сочувств[ие] движению жизни в целом…»; при этом Довлатов отдельно подчёркивает крайне нетипичное для российской «официальной» пушкинистики мнение о том, что творчество поэта «выше нравственности, побеждает нравственность и даже заменяет её». С такой точки зрения, отношения между властителем и рабом, который отправляется за «суперъядом», убивающим всё живое вокруг, можно понять не просто как подчинение человека подвластного человеку властному (здесь власть – разрушающая сила: «первый» уровень рассмотрения), а как имманентное стремление Человека познать опасную тайну Природы и овладеть ею (здесь власть – созидающая сила: «второй» уровень рассмотрения), даже ценой собственной жизни (феномен жертвенности первооткрывателя); причём такое познание превращается в «летальное оружие», что ставит под угрозу само существование человечества. Кроме того, здесь появляется возможность увидеть экзистенциальное «раздвоение» на господина и раба внутри одной, цельной личности («третий» уровень рассмотрения) – как это представлено в древневавилонском Диалоге о Благе (10-й век до н. э.). В заключение высказывается мысль о том, что – вне зависимости от того, знал Лем стихотворение Пушкина или нет, – он «продолжает» идею «Анчара», как бы перенося её в далёкое будущее, где человек способен не только безответственно вторгнуться в опасную тайну природы, но также осознать все последствия такого вторжения и отступить, – однако отступить не как проигравший, а как «равный» познанной тайне, осознавая всю меру тяжкой ответственности, которую невозможно «просчитать» заранее. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса) : | http://repo.ssau.ru/handle/Lemovskie-chteniya/Chitaya-Pushkina-glazami-Lema-86277 |
Другие идентификаторы : | Dspace\SGAU\20201111\86277 |
Располагается в коллекциях: | Лемовские чтения |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
с. 188-197 Горбатов.pdf | Статья | 660.78 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Показать полное описание ресурса
Просмотр статистики
Поделиться:
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.