Отрывок: (Это – десятый век до нашей эры!) Но, при всём при том, «Анчар» Пушкина значительно «выше нравственности» – и сейчас мы постараемся точно понять, почему. Прежде всего – вот э́тот фрагмент: «Человека человек послал к анчару». Птица не может «послать к анчару» другую птицу – и тигр тоже не может «послать к анчару» другого тигра. А человек – может! Более того: именно эта способность – отправить на смертельно опасное дело другого вместо себя – к...
Название : Читая Пушкина глазами Лема
Другие названия : READING PUSHKIN THROUGH THE EYES OF LEM
Авторы/Редакторы : Горбатов, Дмитрий Борисович
Ключевые слова : А. С. Пушкин
«Анчар»
С. Лем
«Непобедимый»
диалектика власти
«Диалог о Благе»
Человек и Природа
Дата публикации : 2020
Издательство : Самарская гуманитарная академия
Библиографическое описание : Горбатов Д.Б. Читая Пушкина глазами Лема / Д.Б. Горбатов // Пятые Лемовские чтения: сб. материалов Международной научной конференции памяти Станислава Лема / отв. ред. А.Ю. Нестеров. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2020. - С. 188-197.
Аннотация : В статье рассмотрены и проанализированы глубокие связи между стихотворением Пушкина «Анчар» (1828) и романом Лема «Непобедимый» (1955–1964). В качестве исходной посылки взят подход к творчеству Пушкина, изложенный Сергеем Довлатовым в повести «Заповедник» (1977–1983). Писатель отмечает «олимпийское равнодушие Пушкина… готовность принять и выразить любую точку зрения… [его] неизменное стремление к последней высшей объективности… и сочувств[ие] движению жизни в целом…»; при этом Довлатов отдельно подчёркивает крайне нетипичное для российской «официальной» пушкинистики мнение о том, что творчество поэта «выше нравственности, побеждает нравственность и даже заменяет её». С такой точки зрения, отношения между властителем и рабом, который отправляется за «суперъядом», убивающим всё живое вокруг, можно понять не просто как подчинение человека подвластного человеку властному (здесь власть – разрушающая сила: «первый» уровень рассмотрения), а как имманентное стремление Человека познать опасную тайну Природы и овладеть ею (здесь власть – созидающая сила: «второй» уровень рассмотрения), даже ценой собственной жизни (феномен жертвенности первооткрывателя); причём такое познание превращается в «летальное оружие», что ставит под угрозу само существование человечества. Кроме того, здесь появляется возможность увидеть экзистенциальное «раздвоение» на господина и раба внутри одной, цельной личности («третий» уровень рассмотрения) – как это представлено в древневавилонском Диалоге о Благе (10-й век до н. э.). В заключение высказывается мысль о том, что – вне зависимости от того, знал Лем стихотворение Пушкина или нет, – он «продолжает» идею «Анчара», как бы перенося её в далёкое будущее, где человек способен не только безответственно вторгнуться в опасную тайну природы, но также осознать все последствия такого вторжения и отступить, – однако отступить не как проигравший, а как «равный» познанной тайне, осознавая всю меру тяжкой ответственности, которую невозможно «просчитать» заранее.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса) : http://repo.ssau.ru/handle/Lemovskie-chteniya/Chitaya-Pushkina-glazami-Lema-86277
Другие идентификаторы : Dspace\SGAU\20201111\86277
Располагается в коллекциях: Лемовские чтения

Файлы этого ресурса:
Файл Описание Размер Формат  
с. 188-197 Горбатов.pdfСтатья660.78 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.