Отрывок: Рис. 5. Зависимость скорости обучения модели от количества эпох Изначально максимальное количество эпох было предложено установить равным 100, а в случае, если на протяжении пяти эпох точность перестает расти, то обучение прерывается и фиксируется лучший ре- зультат, полученный за все время обучения. Рис. 5 показывает, что скорость обучения постепенно сни- жается с 0,001 до 0,0001 на протяжении 10 эпох, за- тем резко в...
Полная запись метаданных
Поле DC Значение Язык
dc.contributor.authorАксёнов, А.А.-
dc.contributor.authorРюмин, Д.А.-
dc.contributor.authorКашевник, А.М.-
dc.contributor.authorИванько, Д.В.-
dc.contributor.authorКарпов, А.А.-
dc.date.accessioned2023-12-29 12:59:43-
dc.date.available2023-12-29 12:59:43-
dc.date.issued2022-12-
dc.identifierDspace\SGAU\20231227\107752ru
dc.identifier.citationАксёнов, А.А. Метод визуального анализа лица водителя для автоматического чтения речи по губам при управлении транспортным средством / А.А. Аксёнов, Д.А. Рюмин, А.М. Кашевник, Д.В. Иванько, А.А. Карпов // Компьютерная оптика. – 2022. – Т. 46, № 6. – С. 955-962. – DOI: 10.18287/2412-6179-CO-1092.ru
dc.identifier.urihttps://dx.doi.org/10.18287/2412-6179-CO-1092-
dc.identifier.urihttp://repo.ssau.ru/handle/Zhurnal-Komputernaya-optika/Metod-vizualnogo-analiza-lica-voditelya-dlya-avtomaticheskogo-chteniya-rechi-po-gubam-pri-upravlenii-transportnym-sredstvom-107752-
dc.description.abstractВ работе предложен метод визуального анализа и чтения речи по губам водителя при управлении транспортным средством. Автоматическое распознавание речи в акустически неблагоприятных динамических условиях является одной из актуальных задач искусственного интеллекта. Проблема эффективного автоматического чтения по губам во время дорожного движения на данный момент не решена из-за наличия различного рода помех (частые повороты головы, вибрация, динамическое освещение и т.п.). Кроме того, проблема усложняется отсутствием представительных баз данных визуальной речи. Для поиска и извлечения области интереса используется программная библиотека MediaPipe Face Mesh. Для анализа визуальной речи разработана интегральная нейросетевая архитектура (End-to-End). Визуальные признаки извлекаются из отдельного изображения с помощью свёрточной нейронной сети в связке с полносвязным слоем. Извлеченные нейросетевые признаки изображений являются входными данными для нейросети с длинной кратковременной памятью. В связи с небольшим объемом обучающих данных было предложено применять метод переноса обучения. Результаты по анализу и распознаванию визуальной речи водителя в процессе управления автомобилем представляют большие возможности для решения актуальной задачи автоматического чтения по губам. Экспериментальные исследования выполнены на собственном аудиовизуальном корпусе русской речи RUSAVIC, собранном в реальных условиях дорожного движения. Максимальная точность визуального распознавания 62 голосовых управляющих команд водителей составила 64,09 %. Полученные результаты могут быть использованы в системах аудиовизуального распознавания речи, применяемых в акустически сложной обстановке дорожного движения (высокая скорость движения, открытые окна или люк в автомобиле, одновременное проигрывание музыки, слабая шумоизоляция и т.п.).ru
dc.description.sponsorshipРабота выполнена при поддержке проекта фонда РФФИ № 19-29-09081-мк, ведущей научной школы НШ-17.2022.1.6, а также частично в рамках бюджетной темы № FFZF-2022-0005.ru
dc.language.isorusru
dc.publisherСамарский национальный исследовательский университетru
dc.relation.ispartofseries46;6-
dc.subjectтранспортное средствоru
dc.subjectводительru
dc.subjectвизуальное распознавание речиru
dc.subjectавтоматическое чтение по губамru
dc.subjectмашинное обучениеru
dc.subjectEnd-to-Endru
dc.subjectCNNru
dc.subjectLSTMru
dc.titleМетод визуального анализа лица водителя для автоматического чтения речи по губам при управлении транспортным средствомru
dc.title.alternativeMethod for visual analysis of driver's face for automatic lip-reading in the wildru
dc.typeArticleru
dc.textpartРис. 5. Зависимость скорости обучения модели от количества эпох Изначально максимальное количество эпох было предложено установить равным 100, а в случае, если на протяжении пяти эпох точность перестает расти, то обучение прерывается и фиксируется лучший ре- зультат, полученный за все время обучения. Рис. 5 показывает, что скорость обучения постепенно сни- жается с 0,001 до 0,0001 на протяжении 10 эпох, за- тем резко в...-
dc.classindex.scsti28.23.15-
Располагается в коллекциях: Журнал "Компьютерная оптика"

Файлы этого ресурса:
Файл Описание Размер Формат  
2412-6179_2022_46_6_955-962.pdf13.11 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.