Отрывок: Сама эта идея – не что иное, как иррациональная фата-моргана разума» [8, с. 241]. Всеобщее блаженство представляет собой утопический мираж наивных апологетов мелиоризма, не замечающих врожденного и бесповоротного несовершенства человека, который «что бы он ни делал, почти никогда не знает, что именно он делает, во всяком случае, не знает до конца» [10, с. 9]18. Хаксли спрашивает: «Когда мы ощущаем себя единственными наследниками все...
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Сверчиньски, Филип | - |
dc.date.accessioned | 2020-11-20 16:30:10 | - |
dc.date.available | 2020-11-20 16:30:10 | - |
dc.date.issued | 2020 | - |
dc.identifier | Dspace\SGAU\20201117\86313 | ru |
dc.identifier.citation | Сверчиньски Ф. Между катастрофизмом и пацифизмом: идейные пути Олдоса Хаксли и Станислава Лема / Ф. Сверчиньски // Пятые Лемовские чтения: сб. материалов Международной научной конференции памяти Станислава Лема / отв. ред. А.Ю. Нестеров. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2020. - С. 406-418. | ru |
dc.identifier.uri | http://repo.ssau.ru/handle/Lemovskie-chteniya/Mezhdu-katastrofizmom-i-pacifizmom-ideinye-puti-Oldosa-Haksli-i-Stanislava-Lema-86313 | - |
dc.description.abstract | В настоящей статье рассматриваются различия и сходства идейного развития Станислава Лема и Олдоса Хаксли. Целью работы является обрисовать ведущие идейные и идеологические тенденции в творчестве двух писателей и попытаться провести их компаративистский анализ. В рамках работы определяются постепенные изменения идейных и философских позиций, занимаемых двумя писателями на протяжении лет. Они рассматриваются сквозь призму аксиологии и футурологии, на которых сосредоточивается внимание в работе. Сутью статьи является показать различные сходства между идейно-философскими системами Станислава Лема и Олдоса Хаксли, а также доказать своеобразную «обратную параллель» их развития на примере избранных произведений. При написании работы мы пользовались англо-, русско- и польскоязычной литературой (в том числе самыми новыми монографиями). В работе демонстрируется различие идеологических позиций, занимаемых двумя футурологами, начиная со скептицизма и катастрофизма или даже «нового декадентства» (в случае Хаксли) и пацифизма (в случае Лема) сквозь социализм и либерализм (как общих пунктов) до полной инверсии идеологического поля: принятия катастрофических позиций Лемом и пацифистическо-мистических позиций Хаксли. При этом следует подчеркнуть, что анализируются меняющиеся подходы двух писателей к технологическому прогрессу, его развитию и касающихся его (анти)обещаний, а также к мелиоризму. Главными основами исследования являются, прежде всего, философская монография Материя и ценности. Нео-лукрециянизм Станислава Лема (польск. Materia i wartości. Neo-lukrecjanizm Stanisława Lema) Павла Околовского и монография Дивные новые миры Олдоса Хаксли и их рецепция в Польше (польск. Nowe wspaniałe światy Aldousa Huxleya i ich recepcja w Polsce) Кшиштофа Хейвовского и Гжегожа Мороза. Настоящая работа является первым опытом компаративистского анализа аксиологических и футурологических убеждений и мнений Лема и Хаксли, и, по нашему намерению, отправной точкой для дальнейших исследований в этой сфере. | ru |
dc.language.iso | rus | ru |
dc.publisher | Самарская гуманитарная академия | ru |
dc.subject | философия | ru |
dc.subject | футурология | ru |
dc.subject | катастрофизм | ru |
dc.subject | мелиоризм | ru |
dc.subject | технология | ru |
dc.subject | прогресс | ru |
dc.subject | пацифизм | ru |
dc.title | Между катастрофизмом и пацифизмом: идейные пути Олдоса Хаксли и Станислава Лема | ru |
dc.title.alternative | BETWEEN CATASTROPHISM AND PACIFISM: ALDOUS HUXLEY’S AND STANISLAW LEM’S IDEOLOGICAL PATHS | ru |
dc.type | Article | ru |
dc.textpart | Сама эта идея – не что иное, как иррациональная фата-моргана разума» [8, с. 241]. Всеобщее блаженство представляет собой утопический мираж наивных апологетов мелиоризма, не замечающих врожденного и бесповоротного несовершенства человека, который «что бы он ни делал, почти никогда не знает, что именно он делает, во всяком случае, не знает до конца» [10, с. 9]18. Хаксли спрашивает: «Когда мы ощущаем себя единственными наследниками все... | - |
Располагается в коллекциях: | Лемовские чтения |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
с. 406-418 Сверчиньски.pdf | Статья | 437.5 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Показать базовое описание ресурса
Просмотр статистики
Поделиться:
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.